Рейтинг@Mail.ru

Артур Царевич

 

АМОРЕКУРАРЕ

 

Стихи прошлого века

 

(Публикуется с сокращениями)

 

 

Той, которая всегда ускользает

 

 

На секунду представь...

Первая прогулка

Чужая. Что тебе подарить?...

Толстая чайка попала под колесо...

Метель метет...

В кафе

Желание перед встречей...

Возвратившись в субботу...

Ходит за городом светопят

Балет назывался сумерки...

Вампир

Дети мои...

Все мальчики хотят быть ковбоями...

Счастливые...

Торунь

 

Голос за кадром

 

 

 

*

 

На секунду представь:

Снова встать на асфальт,

Просто встать и пойти

И подошвами ног

Ощущая прошедших когда-либо здесь,

С каждым шагом умнеть,

Принимая их след

И их нервную боль,

Верить цвету листвы

И ловить перестуки рабочих сердец

В пряном воздухе осени или весны,

Узнавая себя в чуть сутулой спине,

Уходящей в пространство картины.

 

 

 

 

Первая прогулка

(Из Казимежа Пшервы-Тэтмаера)

 

Я помню нашу первую прогулку:

Был вечер тих и мил,

Снежок опрятный, легкий и пушистый

Деревья серебрил.

 

Снежинки заплетали звезды в челку

Над бледным лбом твоим,

И взор, как диадемой осененный,

Казался неземным.

 

При свете улиц снег искристой пылью

Льнул к пурпуру ланит,

А я гадал, какие наслажденья

Взгляд серых глаз таит.

 

Улыбкою прикован полудетской,

Не мог я знать тогда,

Что ты мне дашь изведать и блаженства,

И горечи сполна.

 

 

 

*

 

Чужая. Что тебе подарить?

Конфеты и книги, розы и вино? --

А, может, полночи фонари,

Когда взгляд бросается в окно

В поисках своей

Малой Медведицы.

Ты любишь сладкое -- может быть,

Безейный узор безумнейших стихов,

Что утром вдребезги вновь разбит?

Может, крем далеких облаков?

Чужая. Вишнями в коньяке

Лицо твое смотрит, осенью дыша.

Смеешься. Держится налегке

Резкий смех твой,

Руки ломаются в тягостный изгиб

И рвутся, и рвется цепь...

 

 

 

*

 

Толстая чайка попала под колесо

Прямо в двух шагах от меня

Зачем появилась она в городе

И почему не стала улетать

Остальные кричали, как кричат все толтые чайки

Уже даже зная, как это будет --

Я слышал, как затрещали крылья и

Птичий хребет -- еб твою мать

Я не плакал -- о нет -- и жалость была глубоко

Ведь я уже большой и хорошо усвоил

Что все умирают и с этим ничего не поделаешь

Это не ново. Я только злился, грязно ругаясь

Что мне показали неприятное кино

Когда хотелось думать о хорошем

 

 

 

*

 

Метель метет вьюга вьюжит пурга пуржит

снег медлительный утешительный

от него тишина. А я зритель

и я пассивен мне нравится так тормозить

о чем я думаю? небо --

оно далеко, а наш мирок

спрятался под одеялом

и в это слепоглухонемое одеяло

можно без страха

чихать плевать сморкаться и

ругаться грязно

А если вот сейчас кто-нибудь страждет

и хочет у неба просить пощады

защиты или прощенья...

или чтобы слепому не прозреть

слишком скоро...

закрыто закрыто закрыто

 

 

 

В кафе

 

В теплых очах твоих тает свеча

Странно как схожа со счастьем печаль

Влажен твой взор словно вешний ручей

В сердце вдруг растопил глинтвейн

 

Ты точно девочка в папином кресле

Ты твоя мама в поющем апреле

Ты все грядущие лучшие годы

Ты точно кошка вблизи камелька

Слушаешь эхо большой непогоды

Шепчущей слабо издалека

 

Как же идет тебе старое кресло

Свет преломленный в кружке вина

И романтичность и неизвестность

И взора глубокая тишина

 

 

 

Желание

перед встречей во сне сегодня ночью

 

Спой мне горные вершины

Как умеешь только ты

Что закрылись магазины

Башни краны и цветы

 

Я прошу пускай подольше

Свет останется гореть

Дай еще сперва побольше

Всласть во все глаза смотреть

 

Рань не больно если можно

Прикасаясь хрупких стен

Будь со мною осторожна

Я сходил с ума весь день

 

День-деньской от ожиданья

Полыхал пожаром мозг

Упреди мои желанья

Не пролей на скатерть воск

 

 

 

*

 

Возвратившись в субботу от мамы домой

Поздно ночью, я был озадачен,

Не найдя тебя там. На постели пустой

Я уселся почти уже плача

И с вопросом взирал на одежды твои,

Что небрежно лежали на креслах,

Будто каждая вещь объясненье таит,

Что случилось, куда ты исчезла.

Как назло этот дождь барабанит в стекло,

Крыша стонет под сильным порывом...

Может ветром осенним ее унесло? --

Обратился я к платью слезливо.

На девишник пошла ты в девятом часу --

Уж четыре, а ты не вернулась.

Вдруг она заблудилась в дремучем лесу? --

Так я тапки спросил возле стула.

Я смотрел на твое кружевное белье,

Задаваясь вопросом ужасным.

Может где-то маньяк в лапах душит ее? --

Лифчик твой я выпытывал страстно...

Я заснул лишь под утро, весь твой гардероб

Уложив с собой рядом в постели.

Ты вернулась в час дня вся чужая и вот

Говоришь о какой-то измене...

 

 

 

Ходит за городом светопят

 

За большими стенами, за угольными крышами, за грядами построек, базаром, вокзалами, вдалеке от житья, места, где живешь и я живу, -- ходит за городом светопят. Не то мальчик пятилетний и светлоголовый босичком по песку, не то великанище-каменотес, что вывернул землю вспять, не то солнечный зайчик бежит наутек, сверкая патками. Пил ли я из глаз, собирал горючую росу, зазвенелся в хрустале. Как сияли они, хрусталики. О, мои волосы! Медвежий валежник. Темно-русые. Состав простучал, разметал, распял и... стихло.

(Тс-с-с.) Светлый котенок бежит за порог. На моей груди светлая печать -- пята усмирения. Пойди, повидай, покружи. Не по тебе ярмо, легкоступ. Засиделся я за черным пойлом, чую, пропах чердаком. Где же сын мой, светопят?

 

 

 

*

 

Балет назывался сумерки

Сюжет был весьма условен

Две главные роли умерли

Отравленные любовью

Один ждал закинув удочки

Из душа нагую русалку

А некто лез к дамам в сумочки

Бесстыдно надев мою маску

 

 

 

Вампир

 

Я встаю из гроба в полночь, в полнолуние

И к постели юной жертвы лезу по трубе

Кровь девичья и полезна, и живительна

Кто вкусил, тому другая пища не нужна

 

Я проникнул в дом бесшумно, как ночная тень

Я шепчу тебе на ушко: "Детка будь моей"

Что за дьявол! вместо нежной жертвы молодой

Только дряхлую старуху вижу пред собой

 

Что ж, выходит, опоздал я, спал я сотню лет

Никогда не возвратится юности рассвет

 

 

 

*

 

Дети мои

люди они

вы все те

будет так знаю ведь

вы все меня бросите

разойдетесь по своим делам

ибо нельзя ждать чтобы насовсем

если боишься боли после как я

но душа которая --

та лоскутная

вся из заплат

из глаз вас

тех которых вижу как сейчас

и не надо ада -- умоляю

не бросай меня

ни дня

не оставляй одного

самого никого

снова

кто-нибудь останься рядом

только всего --

будь будь будь

 

 

 

*

 

Все мальчики хотят быть ковбоями

Все девочки хотят быть принцессами

И пока одни игряют в войнушку

Другие играют в дочки-матери

И они никогда не вырастут

И будут играть до старости

Ведь мальчики такими становятся

А девочки такими рождаются

И все они хотят быть любимыми

И все они хотят быть красивыми

И они могут говорить о разном

И делать вид что им все равно

Но говорить они будут люби меня

С кем бы ты ни заговорил

Ведь они никогда не вырастут

Отцы сыновья дочки матери

Все мальчики хотят быть ковбоями

Все девочки хотят быть принцессами

 

 

 

*

 

Счастливые, мы видимся так редко,

И встречи коротки, и, как бы крепко

Ни спали мы обнявшись, только, воры,

Крадутся стрелки, у тебя билет,

И к отступлению дороги нет.

Вновь письма заменяют разговоры,

И люди, нарисованные в них,

Живут уже помимо нас самих...

 

 

 

Торунь

 

Из моего окна ты не видна

когда одна ты стелешь простыню

работница богатому делами дню

из многих нам отпущенных на радость и на горе

ты убаюкиваешь море

смиряешь рябь стираешь письмена

на завтра чтобы с чистого листа

начать все

вот бы точно так

тавро былого на челе изгладить

лечь и без маски без лица

закрыть глаза

и может быть быть может все же

грусть подождет поможет

слеза на вкус и может цвет

как море

и от нее на ткани мокрый след

и вот уж нет

пятна не будет

фонарь на улице в тумане как маяк

что мы наделали и почему все так

и кто рассудит

а звезды они каждый день ничего не говорят

и не звонят звезды

 

 

 

 

 

Голос за кадром

 

Время создания этого дымящегося и пропитанного ядом излияния души 1995-2000 г. То есть перед нами голос из минувшего столетия. От этого можно и в самом деле загрузиться: человек одновременно и он сам, и некий исторический персонаж другого века. Впрочем, так оно всегда, граница здесь чистый самообман, как любая абстракция. Тексты дарились, посылались в письмах, зарывались в кипе бумаг - каждый сам по себе. Только потом, через очки тех самых трех нулей мне открылся большой сюжет. Чуда тут, конечно же, нет: сюжетное единство уже везде, где писано одной рукой (пером? вилами по воде? головой? сердцем?). Что стихи или письма! – телефоны, записки на зеркале в прихожей, объявления на остановках, надписи на стенах, объяснительные и т.д. и т.п. - все можно читать как роман-историю одного индивидуума. Жаль, быть может, что эти романы рассеиваются без следа и их не поднять в библиотеках. Но жизнь остановится, не преодолевай мы прошлое каждый миг. И АМОРЕКУРАРЕ - это акт самолечения (которое, возможно, и чревато), "Прощай" прошлому (но не прощай-молодость!) и одновременно первому лицу единственного и множественного числа и снам, снам, снам.

А.Ц. 2002

 

(с) Артур Царевич carewitsch@mail.ru

Кто такой Артур Царевич?

 

Познакомьтесь с проектом Гильдия Поэтов (Германия)

Вернуться на шлавную страничку

Hosted by uCoz